Бизнес развивает технологии, только чтобы выжить
Российские компании адаптировались к санкциям разнонаправленно: сокращали издержки и инвестиции, меняли поставщиков, упрощали сервисы и продукты, а также наращивали инновации для преодоления возникших проблем, показало исследование Высшей школы экономики (ВШЭ). Последнее сопровождалось расширением взаимодействия с госорганами. Власти, в свою очередь, готовы идти навстречу компаниям, но цели участников процесса различаются. Так, хотя технологические инновации признаны фактором устойчивости бизнеса, их внедрение было спровоцировано санкциями и носило вынужденный характер — что приемлемо в сценарии догоняющего импортозамещения, но не отвечает задачам инновационной экономики и «суверенного» технологического развития.
Санкции затронули минимум две трети российских предприятий, негативный эффект этих ограничений преобладал для 53% компаний, положительно его оценили лишь 7%, следует из работы «Стратегии адаптации российских компаний к санкциям 2022 года» директора Центра структурной политики ВШЭ Юрия Симачева и его заместителя Михаила Кузыка. В апреле 2023 года господин Симачев уже представил первые оценки влияния санкций: более уязвимы оказались включенные в международный рынок и технологичные компании — им удалось реализовать потенциал «легкого» импортозамещения, но проблемы критической зависимости от глобального рынка сохраняются.
В новой работе исследователи показали четыре стратегии адаптации российских компаний к санкциям 2022 года. Первая, рестрикционная, предполагала сокращение издержек, инвестиций, сотрудников, ассортимента товаров и услуг — она характерна для неинновационных компаний. В рамках второго подхода компании не сократили инвестиции, но перенаправили их и упростили выпускаемую продукцию. Еще один вариант поведения — изменение цепочек поставок, поиск новых поставщиков сырья, материалов и комплектующих, который сопровождался изменениями в управлении и логистике. Как отмечают авторы, смена поставщиков характерна для фирм с иностранным участием, которые глубоко интегрированы в глобальные цепочки и нередко являются сборочными площадками зарубежных брендов. Наконец, инновационная стратегия предусматривала разработку новых продуктов и технологий, внедрение цифровых решений, а также привлечение квалифицированных кадров и поиск новых рынков сбыта.
Источник: Коммерсантъ