Центробанк поставит бизнес на цифровой счетчик
Центробанк (ЦБ) не остановится на цифровом профиле гражданина и будет внедрять цифровой профиль юридического лица. Эксперты считают, что цель не только упростить взаимодействие бизнеса с государством, но и вывести часть экономики из тени.
Недаром ЦБ отслеживает, какие отрасли предъявляют спрос на теневые финансовые услуги. Но тогда цифровой профиль должен стать обязательным условием существования бизнеса, считают некоторые аналитики. Предварительную идею ЦБ правительство и предприниматели восприняли по-разному. Как ожидают в Минэкономразвития, новация упростит ведение бизнеса. Бизнес-омбудсмен Борис Титов сообщил “НГ” об опасениях по поводу того, как будут использоваться данные, аккумулированные в профиле, и сделал властям другое цифровое предложение.
В правительстве и бизнес-сообществе оценили идею Центробанка создать в стране правовые основы для запуска цифрового профиля юридического лица. Напомним, как планирует ЦБ, такой профиль должен обеспечить быстрый и удобный обмен сведениями между государственными информационными системами и организациями для предоставления услуг индивидуальным предпринимателям, малому и среднему бизнесу и иным юридическим лицам. Сейчас ведется работа по созданию инфраструктуры. Эта идея реализуется в связке с другой новацией, продвигаемой Центробанком и Минцифры, – с внедрением цифрового профиля гражданина, о котором “НГ” писала ранее (см. номер от 29.07.21).
Как сообщили “НГ” в пресс-службе Минэкономразвития, “концепция цифрового профиля юридических лиц должна упростить ведение бизнеса, поскольку сокращает частоту контактов предпринимателей с госорганами”.
“В частности, эффект ожидается благодаря принципу единого окна для разных государственных услуг, повышению доступности необходимых коммерсантам сведений и уменьшению количества шагов для открытия своего дела”, – ожидают в ведомстве.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов при этом отметил, что “оцифровка данных о гражданах и предприятиях неизбежно продавливается государством на фоне роста технологических возможностей”. Ключевым фактором становится возможность упростить взаимодействие всех участников процесса.
“Кое в чем интересы государства и другой стороны совпадают. Например, если информация нужна, чтобы быстро оказать госуслугу или дать субсидию (вспомните прошлогодние субсидии малому и среднему бизнесу на зарплату), то здесь интересы явно совпали”, – говорит Титов. Но, судя по его словам, возникают и опасения, что данные начнут использовать в том числе для преследования.
“В цифровом профиле важно не то, что он есть, а то, как он будет использоваться. Для каких целей? Будут ли данные использоваться для ухудшения положения компаний? Или нет?” – спрашивает Титов. По его мнению, в цифровом профиле, о котором говорит Центробанк, “сейчас видно одно – иметь как можно больше данных о компаниях, а о том, как их использовать, подумают потом”.
Как отметил руководитель направления Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Егор Кривошея, большинство юридических лиц относятся к малым и микропредприятиям. И у них есть запрос на работу в режиме одного окна. На первых порах скорее всего доступ к данным из профиля будет ограничен кругом государственных ведомств и финансовых посредников.
“Безусловно, в профиле юрлица могут и должны собираться все данные о нем, которые сегодня хранятся в различных разрозненных государственных системах и сервисах: Федеральной налоговой службе, Федеральной службе судебных приставов, Росфинмониторинге, судах, Федресурсе и др. Это позволит государству более качественно оказывать услуги бизнесу и проводить сквозную аналитику”, – пояснил эксперт инжинирингового центра SafeNet Национальной технологической инициативы Игорь Бедеров.
Фото PhotoXPress.ruЭксперт допускает, что частным компаниям государство, вероятно, сможет дать инструмент оценки рисков при совершении сделок с контрагентами. Плюс у бизнеса много иных потребностей: в кредитах, торгово-закупочной деятельности, верификации – все это можно было бы реализовать через цифровой профиль.
“Так или иначе, данные обрабатываются и аккумулируются уже сейчас, а планируется, что предоставляться они будут по согласию субъекта – юридического лица или предпринимателя и руководителя. Предоставление планируется через контролируемую государственной структурой площадку – например, банкам, – добавил бизнес-директор Делобанка Алексей Трегубов. – Это снизит затраты бизнеса на общение с банками”.
“Этот инструмент создается, чтобы бизнес получил максимально широкие возможности в онлайн. Получение кредитов, предоставление налоговой отчетности, расчет пенсионных отчислений по работникам, заключение контрактов с поставщиками, поиск новых рыночных ниш, выход на экспортные рынки”, – перечислил руководитель юридической практики компании “Интерцессия” Григорий Скрипилев. И предпринимателям не нужно будет лично посещать государственные органы, собирать объемный пакет документов.
“Так как данные цифрового профиля не будут требовать дополнительного подтверждения, его наличие облегчит доступ к государственным сервисам для самих юридических лиц, – пояснила директор по корпоративному бизнесу РГС Банка Анна Гордеева. – И одновременно в случае согласия юрлица предоставить доступ к своему цифровому профилю со стороны иных юридических лиц и/или граждан это позволит наладить новые эффективные каналы взаимодействия”.
“Собранные в цифровом профиле данные о юридических лицах будут доступны сотрудникам ведомств и правоохранительных органов, которые занимаются пресечением экономических преступлений”, – говорит первый вице-президент “Опоры России” Павел Сигал.
Судя по всему, среди целей создания такого профиля не только удобство взаимодействия бизнеса с властью, но и повышение прозрачности, обеление финансовых потоков, вывод части экономики из тени. Недаром Центробанк среди прочего отслеживает, какие отрасли экономики предъявляют повышенный спрос на теневые финансовые услуги.
Например, весной этого года регулятор сообщал, что в общем объеме операций, связанных с нелегальным обналичиванием, выводом средств за рубеж, уклонением от уплаты налогов и т.п., на строительный сектор приходится 38%, на торговлю – 23%, на сферу услуг – 22% и т.д.
“Конечно, появление цифрового профиля юридического лица – это одна из мер обеления бизнеса. Поскольку вся отчетность, информация по кредитной истории, по оборотам и соблюдению трудовых контрактов (как и по оплатам в пенсионный фонд) будет видна специалистам, – согласился Скрипилев. – При этом наличие цифрового профиля будет плюсом любой компании, которая таким образом показывает свою открытость и прозрачность сделок”.
“Частично цифровой паспорт компании поможет в создании дополнительной прозрачности по юридическим лицам и их взаимодействию. Но поле для оптимизации серых схем также останется”, – полагает, однако, член генсовета “Деловой России” Виталий Арбузов. Павел Сигал, в свою очередь, ожидает, что лазейки для “серых” компаний будут устраняться по мере совершенствования цифрового профиля.
При этом, как обращает внимание Кривошея, если цифровой профиль будет касаться только тех компаний, которые уже находятся в реестрах налоговой службы, госуслуг и других государственных баз, то сокращение теневой экономики не будет ключевым эффектом. “Если же цифровой профиль станет обязательной частью существования бизнеса, то это сократит риски увеличения теневого сектора”, – считает он.
“В отношении сокращения теневого сектора экономики, полагаем, эффект будет, – сообщили “НГ” в пресс-службе Минэкономразвития. – Его масштабы оценим после запуска проекта”.
Возникают и другие опасения. “На мой взгляд, наличие различных баз данных при их объединении создаст многочисленное количество ошибок и неверных данных, – полагает член генсовета “Деловой России” Алексей Мостовщиков. – Было бы разумно провести эксперимент по внедрению таких профилей и отследить интеграцию баз данных среди участников”. Многие эксперты признают, что действительно не исключен человеческий фактор внесения ошибок, возможны и иные шероховатости, с которыми часть россиян при объединении баз сталкивалась уже не раз.
Между тем, комментируя инициативу ЦБ, Борис Титов сообщил “НГ” о своем встречном, более перспективном, по его словам, предложении к властям – “сделать электронный юридический адрес”. “Многим компаниям физический офис не нужен, или они снимают его через не очень понятные схемы по субаренде”, – пояснил бизнес-омбудсмен. Все это затягивает процесс регистрации компаний.