Индекс здоровья бизнеса в РФ превысил допандемийный уровень
Индекс здоровья российского бизнеса РФ превысил допандемийный уровень, следует из анализа, проведенного hh.ru, «Точкой» и Calltouch. Показатель высчитывается на основании формулы из девяти ключевых индикаторов, включающих их рекрутинговую, маркетинговую активности и финансовую составляющую.
Во II квартале 2023-го он составил 69 баллов, тогда как в доковидном 2019 году показатель был на уровне 52. В пандемийном 2020-м он упал до 50 баллов, в 2021-м восстановился до 63 баллов, а в 2022-м, когда началась спецоперация и были введены санкции, незначительно снизился до 62.
Относительно небольшое снижение индекса в прошлом году объясняется тем, что с начала СВО российский бизнес получил мощный импульс со стороны бюджета, отметила руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева. Сейчас прослеживается два основных тренда: ориентация на госзаказы и масштабирование, отметила она.
В 2023 году лучше других показатель у малого бизнеса. Индекс его здоровья во II квартале оказался на шесть баллов выше, чем год назад (76 против 70). При этом средние компании чувствуют себя хуже, чем раньше (их показатель сократился с 55 до 52 баллов), подчеркивается в исследовании. «У многих предпринимателей получилось преодолеть или минимизировать последствия проблем 2022 года: найти новые способы поставок или рынки сбыта, восстановить потребительский спрос, выбрать новые каналы продвижения. Отечественный бизнес не только выздоравливает, но и демонстрирует развитие и даже рост», — отмечается в исследовании.
Наибольший прирост показала автомобильная отрасль (+22 балла) в связи с появлением на рынке большого количества новых брендов и развитием рынка машин с пробегом. Также в топ самых динамично развивающихся сфер вошли туристическая отрасль (+7 баллов) благодаря развитию внутренних перемещений и транспорт (+10) за счет преодоления зависимости от западных поставщиков и создания новых логистических каналов.
Самое заметное падение у компаний, работающих в сфере фитнеса и здоровья (–24 балла), а также в медицине (–12 баллов).
Источник: “Известия”