Как обжаловать решение налоговиков по результатам проверки
Завершилась налоговая проверка, и по ее итогам компания получила решение. Расскажем, что делать, если вы не согласны с претензиями проверяющих.
Решение налоговой инспекции
Согласно ст. 101 НК, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель / заместитель руководителя ИФНС выносит одно из решений:
-
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
-
об отказе от привлечения к такой ответственности;
-
о проведении дополнительных контрольных мероприятий.
Если вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности, это еще не говорит о том, что к вам нет претензий. Точные обстоятельства отказа указывают в резолютивной части решения.
В тексте решения о привлечении к ответственности налоговики должны четко и подробно описать все обстоятельства правонарушения, дать ссылки на документы, которые подтверждают их позицию.
В итоговой (резолютивной) части такого решения указывается размер выявленной недоимки, а также штраф к уплате:
Ниже, после резолютивной части, налоговики описывают — как, в каком порядке и в какие сроки можно обжаловать решение:
Как подать жалобу в вышестоящий налоговый орган
Если с решением налоговиков по проверке вы не согласны, сразу обращаться в суд нельзя — обязателен досудебный порядок обжалования в вышестоящую налоговую инстанцию (п. 2 ст. 138 НК).
Для этого подготовьте апелляционную жалобу на решение инспекции. Адресуется она в Управление ФНС по региону, а для крупнейших налогоплательщиков — в ФНС. Но подавайте такую жалобу именно в ту инспекцию, которая вынесла обжалуемое решение.
Приняв жалобу, налоговый орган собирает все материалы проверки, возражения, и т.д., и направляет полным комплектом в вышестоящую инстанцию. Сделать это налоговики должны оперативно — им дается всего 3 рабочих дня (ст. 139.1 НК).
Сроки обжалования
После получения на руки решения налогового органа у налогоплательщика есть ровно один месяц, чтобы оспорить решение, не вступившее в силу, и подать апелляционную жалобу (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК).
Если апелляционную жалобу не подать в течение месяца, решение автоматически вступает в силу.
Если пропустить срок по уважительной причине можно подать ходатайство о его восстановлении.
Если пропустить срок апелляции, обжаловать придется уже вступившие в силу решение. Срок для такой жалобы также ограничен — 1 год со дня вынесения решения, или с даты, когда вы узнали о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК).
Как составить жалобу
Подавать жалобу можно в бумажной или электронной форме через «Личный кабинет налогоплательщика».
В жалобе укажите (п. 2 ст. 139.2 НК):
-
наименование и адрес своей компании;
-
наименование УФНС, куда подается жалоба, и ИФНС, через которую она подается;
-
укажите реквизиты обжалуемого решения и ИФНС, принявшую его;
-
перечислите основания, по которым считаете, что ваши права нарушены;
-
назовите свои требования — например, признать решение недействительным;
-
укажите способ получения решения по жалобе — на бумаге или электронно по ТКС либо в «Личный кабинет налогоплательщика».
Жалобу должен подписать представитель компании — руководитель или представитель, который действует по доверенности (п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 27, п. п. 1, 3 ст. 29, п. 1 ст. 139.2 НК).
Будьте очень внимательны, когда составляете и подаете жалобу, так как в случае обнаружения процедурных ошибок, ее оставят без рассмотрения (ст. 139.3 НК).
Результат рассмотрения жалобы
Получив жалобу, в течение одного месяца вышестоящий орган обязан ее рассмотреть и вынести решение (ст. 140 НК):
-
об оставлении жалобы без удовлетворения;
-
об отмене решения налогового органа полностью или в части.
Также проверяющие могут отменить решение нижестоящей инспекции и принять свое.
Срок рассмотрения жалобы могут продлить — максимум на месяц. Если налогоплательщик предоставит дополнительные документы, срок рассмотрения начнет исчисляться заново с даты их получения.
Обжалуемое решение ИФНС, считается вступившим в силу в его неотмененной (необжалованной) части с даты принятия решения по жалобе.
После вынесения решения по жалобе есть три дня на отправку этого решения налогоплательщику.
Судебное обжалование решения ИФНС
Если результаты обжалования решения в вышестоящем налоговом органе не устраивают налогоплательщика, то следующий этап — оспаривание решения в суде. Это возможно, когда (п. 2 ст. 138 НК):
-
получен отрицательный ответ на жалобу;
-
решение по жалобе не принято в срок;
-
вы решили обжаловать решение по жалобе.
Срок для обращения в суд — 3 месяца:
-
с даты принятия решения по жалобе;
-
с даты истечения срока для принятия решения по жалобе.
Получив окончательное решение (ответ) из УФНС необходимо оперативно подготовить исковое заявление.
Помимо изложения всех фактов, нарушений и своей позиции, подкрепленной нормативно-правовой базой, к исковому заявлению в обязательном порядке приложите подтверждающие документы. Также необходимо уплатить госпошлину.
После приема судом искового заявления, судья назначит дату рассмотрения. Далее начнется судебная процедура со всеми вытекающими заседаниями, перерывами, дополнениями, ходатайствами и т.п. Вести процесс должен очень грамотный юрист, но важно, чтобы он разбирался не только в судопроизводстве, но и в налоговом праве. Хорошим подспорьем юристу в такой ситуации будет присутствие на суде представителя бухгалтерских и / или налоговых служб предприятия.
В дальнейшем суд вынесет свое решение, которое в случае несогласия можно оспорить в апелляционном суде. Решение последнего можно обжаловать в кассационной инстанции. И если даже федеральный арбитражный суд вынес постановление, которое не соответствует интересам компании, то остается только одно — обратиться в Высший арбитражный суд РФ.
Источник: “Клерк.Ру”
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру