Опрос показал, что 35% бизнеса не переживет новый локдаун
Опрос проводился среди предпринимателей, управляющих и руководителей отделов около 1,2 тыс. компаний из области оптовой и розничной торговли, услуг, общепита и производства.
Более половины опрошенных компаний (54,7%) ожидают введение нового локдауна. 45,3% (530) уверены, что жестких ограничений не будет.
Более трети респондентов — 35% (420) — убеждены, что не переживут новый возможный локдаун. 53,3% (640) компаний считают, что смогут пережить новые жесткие ограничения, но сделать это будет сложно. Только 11,7% (140) заявили, что в случае необходимости смогут без проблем преодолеть локдаун.
В случае введения нового локдауна бизнесу придется пойти на жесткие меры. Около 59% (700) компаний заявили, что будут вынуждены приостановить свою деятельность или вовсе закрыться, а более 30% (360) придется задуматься о сокращении сотрудников и отказе от офиса с полным переходом на удаленку.
«В первую волну коронавируса число увольнений в организациях уменьшилось. Тогда бизнес мог получить субсидии на зарплату сотрудникам. Это помогло избежать массовых увольнений. Но, к сожалению, ко второй волне (сентябрь — октябрь 2020 года) был рост увольнений. В октябре 2020 — резкое увеличение количества уволенных (с 9,60% до 16,19%). Мне кажется, субсидии на выплату зарплат сотрудникам — самая эффективная поддержка для МСП».
Анастасия Арцишевская, директор по маркетингу программы «БухСофт»
За время смягчения ограничительных мер в стране смогли полностью восстановиться или вырасти только 5% (60) опрошенного бизнеса. Подавляющее большинство компаний сказали, что пока так и не смогли восстановиться до уровня начала 2020 года.
Более половины компаний — 55% (660) — заявили, что едва держатся на плаву, поэтому не смогли накопить финансовый резерв на случай чрезвычайной ситуации. 35% (420) опрошенных предпринимателей и руководителей сформировали совсем небольшую «подушку», которой хватит ненадолго.
«После снятия ограничений, связанных с пандемией, предприниматели начали активно инвестировать либо в развитие своих компаний, либо в их сохранение, что говорит о том, что малый и средний бизнес в России в большинстве своем смог адаптироваться к текущим условиям, при условии, что период основного восстановления деловой активности — впереди».
Андрей Шубин, исполнительный директор объединения «Опора России»