Ответственными за экономический рост сделают органы контроля
В поисках баланса между безопасностью работы бизнеса и его развитием правительство нашло неожиданное решение: контрольные ведомства обяжут не только следить, причем аккуратно, за соблюдением бизнесом требований, но и действовать так, чтобы обеспечить рост экономики. Как будут выглядеть такие действия на практике, пока неизвестно, и это постарались сформулировать опрошенные «Моноклем» эксперты. Попутно прокомментировав уже произошедшие перемены в контрольно-надзорной деятельности.
Новая система контроля сформирована. Но еще не вполне интегрирована
В правительстве разработали «Концепцию развития контрольно-надзорной деятельности (КНД) до 2026 года», сообщила газета «Коммерсантъ». Одной из ее ключевых идей является ответственность контролеров за экономическое развитие и поиск баланса между безопасностью и ростом экономики.
А основан новый подход на концепции «гибкой системы управления рисками»: плановый контроль остается только для наиболее высоких категорий риска, а при массовых видах нарушений — внеплановые проверки. Но вот мониторинг потенциальных причин для таких проверок будет, можно сказать, особо пристальным, основанным на «расширенной базе индикаторов риска». Последние, как говорит цитируемый ниже чиновник, даже заменят проверки по жалобам.
В аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко — куратора реформы КНД, изданию пояснили, что де-факто второй ее этап уже идет. Таковым нужно считать реализацию ключевых принципов нового регулирования, законодательно закрепленного еще на первом этапе.
«Это простые и понятные правила ведения бизнеса, справедливые проверки только там, где есть риск нарушения, и обратная связь от предпринимателей. Концепция задает направления развития этих принципов, в том числе в виде создания новых и улучшения действующих цифровых сервисов», — так характеризуют новые условия контроля и надзора в аппарате вице-премьера.
И в то же время, авторы новой «Концепции» реалистично признают: говорить о том, что идеи нового регулирования «интегрированы в работу органов госконтроля на системном уровне, преждевременно».
Тем не менее отмечается, что в 2020–2021 годах как таковая новая система регулирования контроля на федеральном, региональном и муниципальном уровнях сформирована. А именно, внедрены инструменты профилактики нарушений, а также цифровые инструменты, позволяющие при контроле избегать избыточной административной нагрузки на бизнес.
Ключевая же идея «Концепции развития контрольно-надзорной деятельности» — признание ответственности контролеров не только за качество надзора и безопасность, но и за экономический рост. И в этом качестве наделение их ролью «проводников экономической политики государства».
Для бизнеса сохранена прежняя логика реформы КНД: «требования соблюдаются — контрольные мероприятия не проводятся». А контролеры должны перейти к разъяснительной кампании, причем на доступном для бизнеса языке, следует из документа.
«Концепция определяет план ключевых мероприятий на ближайшие несколько лет — цитирует газета статс-секретаря – замглавы Минэкономики Алексея Херсонцева. — Будет расширяться система досудебного обжалования, личный кабинет портала госуслуг будет аккумулировать всю информацию о проверках и профилактике, а индикаторы риска к 2026 году заменят проверки по жалобам — мы перейдем к “умному контролю”».
Предполагается, что в ближайшие два года КоАП в части КНД будет доработан, отмечает издание. Это, заметим, касается традиционных правовых методов регулирования, выражаемого словами. Что же до самых новаторских, то Белый дом намерен «замкнуть цифровой контур надзора», обеспечив весь процесс от проведения проверок до привлечения к ответственности за нарушения в электронном виде.
То ли это умерит контрольный пыл, то ли подстегнет
Чтобы положительно влиять на экономическое развитие, контролеры должны быть осведомленными о динамике рынка и понимать, какие правила и методы контроля наиболее эффективны в определенной ситуации, отмечает управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов.
Им предстоит «сотрудничать с предпринимателями и инвесторами, чтобы понять их потребности и проблемы, и предлагать решения, которые будут способствовать экономическому росту», — формулирует эксперт контуры того, как может выглядеть предложенная правительством модель КНД на практике.
Сама идея ответственности контролеров не только за качество надзора и безопасность, но и за экономический рост с возложением на них миссии «проводников экономической политики государства» звучит очень красиво, но пока имеет скорее декларативный характер, полагает Екатерина Авдеева, руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России».
Во-первых, объясняет она, надо осторожно вводить показатели эффективности и устанавливать ответственность за то, на что контролер не может непосредственно повлиять своими действиями. Такие правила можно предлагать только, если разъяснить контролерам как этого достичь и как можно будет фиксировать, выполняет ли он эти действия. Объективно, повлиять на желание собственника и руководства коммерческой организации развиваться или нет, контролер вряд ли сможет.
Во-вторых, продолжает эксперт, надо будет все же сформировать критерии и предлагать скорее не ответственность, а стимулы работать так, чтобы это приводило к росту экономических показателей подконтрольных хозяйствующих субъектов.
«Сама система КНД на базе риск-ориентированного подхода находится на стадии настройки, — отмечает Екатерина Авдеева. — Поэтому сегодня рано говорить, что уже полностью достигнут баланс между снижением давления и учетом всех рисков, но к этому нужно стремиться».
Конечно же, снижение количества проверок не должно снижать уровень безопасности производимых товаров, оказываемых услуг, выполнения работ как для потребителей, так и для сотрудников. Важно, уверена эксперт, дальше идти по пути установления все более четкой градации рисков и настройки системы, позволяющей максимально оперативно реагировать на изменение категории потенциальной опасности.
В целом, считает член генерального совета «Деловой России», председатель совета директоров ГК «Праймкей» Олег Малахов, диалог бизнеса и власти необходимо выводить на новый уровень. Всё-таки, по его словам, до сих пор у нас контрольно-надзорная деятельность выполняет не только сервисные функции, как должно быть. И основная задача прозрачной системы взаимодействия — позволить предпринимателям не только спокойно вести бизнес, но и своевременно получать информацию о необходимых корректировках в текущих бизнес-процессах.
«Конечно, — считает Олег Малахов, — важен сам формат, как все нововведения будут реализованы на практике, включая соответствующее переобучение самих сотрудников контрольно-надзорных органов, так как мало поменять закон и внести новые процедуры, важно вывести на новый уровень само отношение к предпринимателям».
Источник: “Монокль”