Правоохранителей отодвинут от бизнеса
Правительство внесло в Госдуму законопроект, исключающий из компетенции полиции реагирование на целый ряд административных правонарушений бизнеса. Поправки принимаются для устранения дублирования полномочий полиции и контрольно-надзорных органов — в исполнение поручения президента о закреплении на законодательном уровне нормы о том, что проверки бизнеса могут проводиться только профильными ведомствами. Как ранее писал “Ъ”, идея такого разграничения была выдвинута Генпрокуратурой для ограничения «серой» активности полиции. В сентябре Минюст представил соответствующий проект изменений в КоАП, затем он дорабатывался в правительстве и был направлен в Государственно-правовое управление президента, которое, по данным “Ъ”, одобрило документ без замечаний.
Как следует из пояснительной записки к внесенному проекту, сейчас полиция вправе возбуждать и рассматривать дела по 663 административным составам — из них 197 относятся к нарушениям требований, соблюдение которых контролируется и другими госорганами. Пока поправками из ведения полиции планируется исключить 46 составов нарушений КоАП: это, в частности, нарушения в сферах охраны собственности, окружающей среды, транспорта, финансов, налогов, рынка ценных бумаг, а также предпринимательской деятельности. Речь идет о нарушениях требований, контролируемых профильными органами, притом что полномочия по возбуждению дел закреплены и за полицией, и за контролерами.
В Минюсте поясняют, что сохранять ли за полицией оставшиеся составы правонарушений с дублированием полномочий (всего их 151), далее будет решаться, исходя из трех критериев. Во-первых, это наличие у полиции задач по обеспечению безопасности в отдельных сферах в силу закона или указа президента. С одной стороны, это может ограничить административные полномочия полиции собственными контрольными функциями (например, МВД является контролером в сферах миграции, дорожного движения, оборота наркотических и психотропных веществ). С другой — большую широту сохраненных полномочий может обеспечить то, что во внимание будут приниматься угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате нарушения, а также необходимость незамедлительного реагирования (с учетом круглосуточного режима работы полиции и обязанности оперативно прибыть на место совершения нарушения) и возможность применения «мер непосредственного административного принуждения».
Руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике «Деловой России» Екатерина Авдеева отмечает, что развитие законодательства идет по пути проведения проверок только при определенной категории риска: чтобы эта система работала, контроль должны осуществлять именно профильные ведомства.
«Теперь будут исключены дублирующие полномочия, когда к бизнесу приходят и контрольные органы, и полиция»,— говорит она.
Источник: “Ъ”