Рынок корпоративных мероприятий восстанавливается
Несмотря на продолжающуюся пандемию, в России Рынок корпоративных мероприятий в первом полугодии подали признаки восстановления.
Но рост числа конференций и форумов пока не позволяет профильным операторам и отельерам вернуться к оборотам 2019 года: масштабность событий сократилась в среднем на 40%. Адаптировавшись, бизнес стал легче реагировать на вспышки заболеваемости COVID-19, отказавшись от практики массовой отмены мероприятий. Это позволяет рынку надеяться на активный деловой сезон осенью.
Число прошедших MICE-мероприятий в первом полугодии 2021 года оказалось на 20% выше, чем за тот же период 2019 года. Такие данные приводит «Аэроклуб». Но несмотря на это, в денежном выражении оборот сегмента на 25% ниже, чем двумя годами ранее. Это произошло на фоне того, что на 40% сократилось число участников деловых мероприятий, отмечают в «Аэроклубе». Аналогичную оценку снижения масштаба событий приводит партнер Cushman & Wakefield Марина Усенко. В итоге выручка «Аэроклуба» от проведения цикловых совещаний (масштабные обсуждения планов развития компаний) на 0,5–1,5 тыс. участников в первом полугодии сократилась на треть относительно того же периода 2019 года, средних мероприятий на 50–100 человек — на 20%, небольших — на 17%. Формат онлайн-мероприятий на фоне восстановления MICE-индустрии также становится все менее интересен бизнесу: в первом полугодии так проводилось менее 5% событий.
Впрочем, не все участники рынка согласны с выводами «Аэроклуба». Руководитель MICE-комитета Национальной ассоциации организаторов мероприятий Татьяна Конакова считает, что нарастить объем проведенных мероприятий удалось только части компаний за счет расширения линейки предложений. «Рынок хотя и демонстрировал хорошие темпы восстановления, но о выходе на уровень 2019 года речи пока не идет»,— говорит она.
Гендиректор агентства «Аэроклуб Тур» Андрей Зинковецкий относит к ним ограниченные возможности зарубежных рынков, где проводится менее 5% от докризисного объема мероприятий. «Среди самых востребованных городов сейчас Москва, Петербург, Сочи, Казань, Новосибирск»,— отмечает эксперт.
По данным «Аэроклуба», сегмент MICE-мероприятий сохраняет хорошие темпы восстановления: в июне объем проведенных мероприятий в денежном выражении был только на 1% ниже аналогичного значения 2019 года. Андрей Зинковецкий констатирует, что в этот раз очередная волна распространения COVID-19 не привела к массовым отменам запланированных мероприятий из-за того, что бизнес проводит кампании по вакцинации сотрудников. Марина Усенко также отмечает существенно возросшую адаптивность бизнесов и клиентов к периодическим вспышкам заболевания, после которых спрос восстанавливается довольно оперативно.
Хотя Татьяна Конакова отмечает, что многие игроки после 12 июня все же приняли решение о переносе мероприятий из-за опасений бизнеса на фоне роста заболеваемости. Сейчас, по ее словам, активность вновь возобновляется, но глубина бронирований сократилась до двух недель.
MICE-индустрия (Рынок корпоративных мероприятий)— важный источник дохода для гостиничного бизнеса. Руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яна Уханова говорит, что в выручке московских отелей деловые мероприятия формируют 30–40% и заменить их чем-либо сложно. В то же время в 2019 году до 50% продаж питания и напитков отелей высокой ценовой категории могло формироваться за счет банкетов и мероприятий, добавляет Марина Усенко. Сейчас на фоне низкого летнего сезона, по словам госпожи Ухановой, гостиницы проводят одно-два мероприятия в неделю численностью до 120 человек.
Яна Уханова ждет, что с началом делового сезона в сентябре—октябре активность бизнеса вырастет, хотя и будет зависеть от санитарной обстановки в стране. «Запланированные на осень мероприятия не отменяют, компании рассчитывают на всеобщую вакцинацию»,— резюмирует Андрей Зинковецкий.
Газета «Коммерсантъ» №125 от , стр. 1