«Знай своего клиента» позволит снизить нагрузку на бизнес
Запуск платформы «Знай своего клиента» позволит снизить нагрузку на бизнес. Однако опрошенные ТАСС бизнесмены просят ввести четкие критерии разделения компаний по зонам риска.
Банк России ожидает, что к середине 2022 года все финансовые организации смогут подключиться к платформе «Знай своего клиента», которая позволит классифицировать предпринимателей по зонам риска. В ЦБ считают, что платформа позволит снизить нагрузку на добросовестный бизнес, а также расходы банков на контроль сомнительных операций. Банк будет информировать клиента о том, что ему присвоен высокий уровень риска, таким образом у предпринимателей не будет необходимости подключаться к платформе. Подозрительным клиентам банк вправе отказать в обслуживании или заблокировать транзакцию.
Попадание в «красную зону» фактически будет означать для компании запрет на банковское обслуживание — ей нельзя будет открывать новые банковские счета, проводить любые операции, использовать систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и Систему быстрых платежей (СБП).
К источникам данных для оценки уровня риска клиентов будут отнесены:
- информация о межбанковских и внутрибанковских транзакциях;
- отчетность банков и хозяйствующих субъектов;
- риск-ориентированная информация банков, Росфинмониторинга, ФНС, ФТС и правоохранительных органов.
По данным ЦБ, большинство клиентов (99%) находятся в «зеленой зоне» — это почти 3,7 млн ИП и 3,4 млн юрлиц. С ними операции банки будут проводить без ограничений. Тех клиентов, которых можно было бы определить в «красную зону», как оценивает регулятор, немного — всего 0,7%, а в «желтую» — 0,3 процента.
«В больших банках система «комплаенс» настроена таким образом, что выделена за периметр традиционных отделов. Так, «кредитчики» собирают информацию о клиенте и направляют «рисковикам», при этом, зачастую общение сотрудников банка с ними не практикуются, а с клиентом вообще исключены. От качества подготовки документов клиентскими менеджерами порой зависит вынесение положительного или отрицательного заключения «рисковиками». Кому-то могут отказать в кредите, кому-то — в проведении платежа, а кому-то откажут в обслуживании в банке».
Дмитрий Пурим, руководитель Московского регионального отделения Партии Роста, председатель совета директоров «Совфрахт»
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал считает, что запуск платформы «Знай своего клиента» позволит сразу объяснить клиентам, почему они попали в «красную» зону. «И либо они устраняют недочеты, либо банк отказывает им в обслуживании. Сам подход совершенно правильный, и его нужно реализовывать», — убежден Сигал. «Сейчас приходит запрос из ЦБ с просьбой к банку проверить конкретную компанию и банк начинает запрашивать кучу бумаг: контракты, платежи, обоснования и прочее. И если, как нам говорят, подавляющее большинство компаний не будет в «красной» зоне и не нужно будет запрашивать документы для компаний из «зеленой» зоны, то это очень сильно облегчит и жизнь банку и компании», — объясняет он.
Успех инициативы приведет к снижению нагрузки на предпринимателей, поскольку банки смогут получать необходимую информацию без дополнительного запроса ее у клиента, а также сократит число оснований для отказа в проведении операций или блокировке счетов лиц, имеющих низкую степень риска, добавляет старший юрист юридической фирмы VK Partners Глеб Базурин.
Единая платформа облегчит возможности получения кредитов добросовестным заемщикам, — а возможно, это даже приведет в перспективе к небольшому снижению стоимости кредита, спрогнозировал в разговоре с ТАСС доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Вадим Ковригин.
Однако нельзя не учитывать и высокие риски запуска платформы ЗСК в существующем именно сейчас виде. По словам члена «Деловой России» Алексея Мостовщикова, на сегодняшний момент отсутствуют какие-либо четкие критерии отнесения бизнеса к группе высокого риска. «Для начала очень бы хотелось увидеть точный и полный список критериев. Хотелось бы понять, насколько все это действительно необходимо, и настолько ли у нас тяжелая ситуация с обналом, что надо вводить такие меры. А еще очень бы хотелось, чтобы интересы администраторов не были самыми важными, а чтобы дали слово самим предпринимателям», — солидарен с ним и Аркадий Мурзаев, учредитель компании «Экспорт-Трейд».
«Прежде чем повсеместно внедрять систему, необходимо очень серьезно поработать с критериями попадания в зоны. Иначе я вижу большую коррупционную емкость этой инициативы. Места в зонах могут продаваться и покупаться. Так вот, чтобы этого не произошло, заносить предприятия в зоны должен искусственный интеллект. Тогда вопросов не будет».
Максим Лалакин, член генерального совета «Деловой России»
По словам гендиректора «Келеанз Медикал» Елены Кириленко, необходимы четкие, оперативные инструменты исправления таких ошибок и проработанный механизм получения обратной связи от предпринимателей, «если, например, информация была некорректно занесена и требует изменения».